Августовская конференция педагогов
19 августа 2021 года Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Казахстан Аружан Саин в онлайновом режиме приняла участие в заключительной пленарной сессии Республиканской августовской конференции педагогов «Образование и наука – залог устойчивого развития страны», проходившей с 4 по 19 августа.
Мероприятие открыл большой речью министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов, сказавший, в частности: «В связи с эпидемиологической ситуацией Августовская конференция прошла в онлайн формате. Всего на 75-ти секционных заседаниях было представлено около 500 докладов, участие приняли более 100 тысяч наших коллег. Все видео заседаний доступны на наших страницах в социальных сетях и на Youtube-канале. Поступили десятки тысяч вопросов и предложений. Мы их видим и обязательно будем учитывать в дальнейшем».
Среди выступающих были также руководитель Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер, президент Национальной академии образования имени И.Алтынсарина Гани Бейсембаев председатель Комитета по охране прав детей (КОПД) МОН РК Есенгазы Имангазиев и другие представители сферы образования.
С программой конференции можно ознакомиться по ссылке, а полностью запись пленарной сессии можно видеть и слышать ниже:
Приводим также текст выступления Уполномоченного по правам ребёнка в РК Аружан Саин:
Здравствуйте, уважаемые преподаватели, дорогие дети!
Впереди – очередной учебный год, и пусть он принесёт много хороших событий для каждого из вас!
Наконец-то дети вернутся в школы, сядут за парты, уверена, что все соскучились по своим одноклассникам, по учителям. Конечно, многое зависит от эпидемиологической ситуации. Все мы хотим, чтобы эпидемия скорее закончилась, но для этого нужно соблюдать все рекомендации и карантинные меры. И тогда наша школьная и университетская жизнь вновь станет полноценной.
Казахстан – наш общий дом, мы – одна большая семья, где главным богатством являются дети. Сегодня мы проводим важнейшие реформы для того, чтобы все права детей безукоризненно соблюдались. Каждый ребёнок имеет право на образование, и мы хотим максимально поднять уровень казахстанского образования. Ведь то, какие знания дети получают в школах, является основой не только будущего каждого ребенка, но и экономической основой государства. Поэтому работа каждого учителя очень важна для страны. Педагог, который с любовью к своей науке, к детям открывает им двери в огромный мир знаний, создаёт общество образованных людей. И эта работа должна достойно оплачиваться. Я уверена, что задачи, которые ставит президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в части повышения зарплат педагогов, поможет добиться того, чтобы в эту профессию приходили лучшие.
Но все люди разные, и дети тоже. Кому-то легче даются точные науки, кому-то гуманитарные. Успевать на «отлично» по всем предметам для большинства детей нереально. Но это не значит, что ребёнок должен ощущать это как проблему. Ведь каждый ребенок – уникален, у каждого есть свой талант и способности, которые необходимо раскрыть, взрастить, и дать возможность добиться максимального успеха в том, в чём ребёнок особо одарен. Этому посвящена наша реформа по обеспечению детей бесплатными спортивными секциями и творческими кружками.
В прошлом году с моей подачи были внесены изменения и дополнения в законы о культуре и спорте, касающиеся государственного спортивного и творческого заказов. И я выражаю благодарность Нурлану Нигматуллину и Маулену Ашимбаеву, председателям Мажилиса и Сената Парламента РК, за то, что этот закон был рассмотрен и принят в самые короткие сроки. 30 декабря 2020 года он был подписан президентом, и с 1 мая этого года вступил в силу. Теперь, помимо системы дополнительного образования МОН, ресурсы МКС направляются на то, чтобы каждый ребёнок мог бесплатно, за счёт государства, заниматься как минимум в двух секциях и кружках.
Пока мы в самом начале пути, работа идёт не так быстро, как хотелось бы, есть моменты, которые будут дорабатываться. Но уже десятки тысяч детей ходят в секции и кружки. На сегодня главной проблемой является то, что акиматы регионов выделяют недостаточно средств на эти госзаказы, значительно меньше, чем на содержание профессиональных команд, например. А ведь результаты Казахстана на летних Олимпийских играх в Токио – наглядное доказательство того, что без основы в виде массового спорта (а в культуре то же самое) у нас не будет успехов на международной арене.
Задачи, которые поставил глава государства – по перераспределению бюджетов регионов от финансирования профессиональных команд и имиджевых мероприятий (форумов, концертов) на массовый детский спорт и творчество, должны привести к тому, что государство выполнит свои обязательства перед детьми, утвержденные в статье 29 Конвенции ООН о правах ребенка, на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме.
Не менее важно и то, что деньги налогоплательщиков – граждан Казахстана – будут направлены на то, что важнее всего для каждого взрослого – на нужды детей. Дети через спорт и искусство получат важнейшие элементы воспитания, приобретут уважение к себе, своему труду и достижениям, и к достижениям своих сверстников. Казахстанцы станут более здоровыми, однозначно снизятся показатели правонарушений и суицидов среди детей, а когда дети подрастут, это всё отразится на картине Казахстана в целом.
Кроме того, МОН были разработаны и приняты поправки в области инклюзивного образования. Это также должно реализовать права детей на качественное образование.
В результате этой реформы мы получим развитие и той сферы педагогов, которые являются тренерами в спорте, учителями в видах искусств, чей труд безгранично важен для любого государства, для создания качественного человеческого капитала.
Ещё одна реформа, которую мы сегодня проводим, касается снижения инвалидизации детства, повышения качества систем здравоохранения и социальной защиты в отношении детей. С каждым годом количества детей с инвалидностью растёт, – и причины кроются в ряде системных проблем. Мы несколько лет работали над Дорожной картой, в августе прошлого года она была принята, и сейчас реализуется. Да, не так быстро, как нужно, мы выявляем множество новых системных проблем. По некоторым направлениям повсеместно наблюдается неисполнение законодательства и нормативных правовых актов на уровне регионов.
Но работа идёт. Суть её заключается в том, что сразу после рождения ребёнка мы должны оценить все его функциональные возможности. И если есть риск, что ребенок будет ограничен, например, по зрению, слуху, по спектру неврологических, ментальных, орфанных и других заболеваний, то уже на стадии раннего вмешательства нужно сделать всё возможное, чтобы ребёнок избежал инвалидности, либо был максимально реабилитирован для полноценной жизни. В итоге мы получим систему, которая поможет избежать инвалидизации огромного количества детей.
В решении этих вопросов мы сейчас плотнее всего работаем с министерством здравоохранения. Однако очень важно межведомственное взаимодействие, так как, помимо здравоохранения, детям оказываются образовательные и социальные услуги, направленные на помощь ребёнку в преодолении трудностей. Я предполагаю, что в результате мы должны снизить уровень инвалидизации детей минимум в два раза. А это значит, что со временем снизится и количество взрослых людей с ограниченными возможностями.
Вовремя и качественно оказанные медицинские, педагогические и социальные услуги приведут к тому, что здоровых детей будет больше, меньше детей будет нуждаться в социальных пособиях и услугах, в специальном образовании. Наша общая задача для всех трёх систем – сделать так, чтобы к школе ребёнок из группы риска вышел на максимум своих возможностей, мог получить качественное образование, реализовать себя в спорте, искусстве, вести полноценную жизнь и в детстве, и во взрослой жизни.
Министерством труда и социальной защиты (отдельное спасибо вице-министру Ерлану Аукенову!) был разработан Национальный план по дальнейшей модернизации системы социального обслуживания в РК, куда вошли многие пункты по улучшению социальных услуг и решению проблем детей с ограниченными возможностями. По примеру системы образования, для обеспечения системы соцзащиты качественными кадрами были предприняты меры по повышению оплаты труда сотрудников социальной системы.
Мы надеемся на то, что и реформы по оплате труда в системе здравоохранения приведут к решению проблем дефицита специалистов, который мы повсеместно наблюдаем.
Помимо реализации дорожной карты, одна из задач, которую я, как Уполномоченный по правам ребёнка, намерена решать – это кардинальное изменение системы специальных учреждений, где учатся дети с ограниченными возможностями. Совместно с МОН, мы должны провести работу с акимами регионов, и коренным образом изменить подход к образованию детей, которые не могут ходить в обычные общеобразовательные школы. Школы и интернаты для детей слабовидящих, слабослышащих, для детей с отставанием в развитии должны стать на порядок выше по качеству уровня педагогов и оснащения оборудованием, чем даже обычные школы. Сегодня им уделяется крайне мало внимания, и я надеюсь, что мы с Асхатом Канатовичем и его командой сможем изменить ситуацию.
Есть ещё ряд реформ, которые идут, они больше касаются защиты прав детей в сфере правоохранительной системы, борьбы с коррупцией. Сегодня я не буду подробно останавливаться на этом.
В преддверии 1 сентября я хочу пожелать всем детям и учителям насыщенного и плодотворного учебного года! Чтобы не только учителя, но и дети были внимательными друг к другу, приходили на помощь тем, кому она нужна, поощряли любые успехи детей и, конечно, учителей! Чтобы проступки детей приводили не к наказанию, а к желанию понять причины, почему дети ведут себя иногда нехорошо, к желанию объяснить важнейшие жизненные ценности, уважения друг к другу, увлечь детей тем, что им интересно.
Спасибо вам за ваш труд, дорогие педагоги!
Дорогие дети, верьте в свою мечту, идите к ней! Пусть у вас будет много друзей, увлечённых наукой, искусством и спортом, много добрых наставников. Помогайте родителям, младшим, уважайте старших! Дети, вы самое лучшее, что есть у нас – у взрослых всего мира, не только Казахстана. Мы будем стараться сделать нашу страну лучше, оставить её вам процветающей.