По факту суицида ученика «НИШ»
27 октября 2021 года произошла трагедия: покончил с собой ученик 8-го класса одной из школ АОН «Назарбаев Интеллектуальные школы» в Алматы. В этой связи Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Казахстан Аружан Саин сделала заявление:
В настоящее время по факту суицида ребёнка, ученика «Назарбаев Интеллектуальные школы», правоохранительными органами проводятся следственные мероприятия. В интересах следствия и из уважения к чувствам членов семьи погибшего подробности трагедии не разглашаются. Я жду выводов следствия, в том числе, и о причинах поступка мальчика. Только после этого будет возможно говорить о чьей-либо ответственности за случившееся.
Я нахожусь на связи с Комитетом по охране прав детей МОН РК, с администрацией АОН «Назарбаев Интеллектуальные школы», родителям мальчика переданы мои контакты на случай, если семья сочтёт нужным обратиться ко мне.
По информации от администрации «Назарбаев Интеллектуальные школы», отец ребёнка обратился с заявлением к руководству школы, в котором просит с пониманием отнестись к трагедии, произошедшей в его семье, к чувствам родных и близких, к памяти ребёнка, не использовать имя его сына и остановить любые мероприятия, акции и публикации в социальных сетях. Было также заявлено, что все домыслы и обвинения о давлении на ученика и его психологических проблемах не соответствуют действительности.
Мне известно, что в семье ещё двое детей, для них и для родителей случившееся – огромное горе. Я приношу глубочайшие соболезнования родным, близким и друзьям мальчика.
Для детей – друзей и одноклассников – это тоже огромная трагедия. По информации от школы, с ними работают психологи.
Но то, что у нас в Казахстане такая катастрофическая статистика по суицидам вообще и детским суицидам в частности, говорит о глубоких проблемах и внутри семей, и внутри социума, и в государственной системе – по отношению к детям.
Да, сейчас Минобр делает всё для того, чтобы во всех школах и колледжах имелся психолог для работы с учениками. Но ведь работать нужно и с родителями: чтобы они больше внимания уделяли своим детям и их проблемам, чтобы они имели информацию о признаках суицидального поведения, могли вовремя увидеть тревожные сигналы и деликатно предотвратить трагедию.
Определённые меры обязано предпринять государство. Должна быть создана система, при которой дети будут обеспечены качественным образованием, а также инфраструктурой и всеми возможностями для развития своих способностей и талантов вне школы. Жизнь детей должна быть полной, направленной на позитивные, полезные достижения. Только глобальные системные меры по улучшению качества жизни детей могут снизить статистику суицидов, подростковой преступности, проявлений травли детей друг другом.