Почему «буксует» реформа ArtSport и кто в этом виноват
В течение мая команда Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Казахстан Аружан Саин провела несколько онлайн-видеоконференций по вопросам реализации реформы ArtSport с участием родителей детей, занимающихся в спортивных секциях и кружках творчества, поставщиков услуг, руководителей региональных управлений культуры и спорта, других заинтересованных лиц…
Напомним, что с 1 мая 2021 года вступил в силу закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры, физической культуры и спорта», в котором законодательно закреплены понятия государственного культурного и спортивного заказов и их подушевого нормативного финансирования, что даёт возможность детям бесплатно, за счёт средств государственного бюджета, посещать спортивные секции и творческие кружки.
Также были разработаны и утверждены приказами министра культуры и спорта нормативные правовые акты (НПА), определяющие правила и методики подушевого нормативного финансирования государственного спортивного и творческого заказов, а также запущен портал ArtSport.kz, объединяющий поставщиков услуг, родителей, чьи дети занимаются в секциях и кружках, и операторов госзаказа – акиматы областей и городов республиканского значения, в чью обязанность входит размещать здесь госзаказы, утверждать поставщиков, формировать очередность детей на зачисление в секции и кружки.
Как результат, из 4,5 млн детей, подпадающих под реформу (от 4 до 17 лет), на сегодня бесплатными услугами охвачены около 10% (см. статистику).
К сожалению, с конца прошлого года не прекращаются проблемы с оплатой услуг поставщиков и одобрением новых заявок из-за того, что запрошенные акиматами и выделенные им бюджеты на реформу уже исчерпаны. Но как такое могло случиться, если планировалось к концу 2022 года охватить секциями и кружками 2 млн детей – соответственно на такое количество и запрашивать финансирование?!
11 мая 2022 года на сайте Informburo.kz под заголовком «Секции, получившие деньги по программе ArtSport, проверяют правоохранительные органы» был опубликован материал, в котором управление спорта г. Алматы фактически обвинило разработчиков платформы ArtSport.kz (ТОО «SoftDeCo») и кураторов (команда Уполномоченного по правам ребёнка в РК) в том, что реформа по подушевому нормативному финансированию спортивного госзаказа «забуксовала» по их вине и что выявляемых приписок со стороны недобросовестных поставщиков можно было избежать (цитата):
Управление не может сказать, что большинство своей деятельностью дискредитируют программу, однако наличие немногих накладывает тень своей незаконной, а порой и уголовной деятельностью. Если бы цифровая платформа, на которой реализуется программа, была изначально, как и заявляли её разработчики, а равно кураторы, прозрачна и полностью интегрирована с республиканскими базами, то выявляемых приписок недобросовестных поставщиков можно было избежать и даже в пределах уже выделенных средств приемлемо обеспечить постоянно текущую очерёдность и возможность получения ваучеров большинством желающих.
Также в управлении считают, что «при разработке нормативно-правовых актов, регулирующих сферу реализации программы, не были учтены многочисленные аспекты действующих норм законодательства, в частности:
- Алматы является донором республиканского бюджета. Перечисляя все налоговые поступления в бюджет, он в праве на своё развитие оставлять только индивидуальный подоходный налог работающих жителей мегаполиса – 12%.
- Алматы по числу детей и подростков занимает первое место по республике – порядке 390 тысяч, что в свою очередь многократно превосходит аналогичные показатели в других областях. Выделенных 3,2 млрд тенге для Алматы по факту достаточно только на три-четыре месяца реализации программы в 2022 году.
- При подготовке НПА, регламентирующих программу, необходимо было учитывать финансовые средства из республиканского бюджета (трансферты общего характера, республиканские трансферты или Нацфонда), и уже потом расходы местного бюджета при дефиците».
Также было заявлено, что «местные исполнительные органы и акиматы ожидают от центральных уполномоченных органов внесения действенных изменений как в действующие нормативные акты, регулирующие программу, так и в функциональность и интегрированность цифровой платформы, где будет реализовываться программа».
Однако, если посмотреть на сайте УПР раздел, относящийся к реформе, то там присутствуют восемь НПА и, как несложно понять даже по их названиям, относятся они к техническим и тарифным аспектам реализации программы, но никак не к вопросам финансирования. Это прерогатива и зона ответственности местных законодательных и исполнительных органов власти – маслихатов и акиматов, поэтому чиновникам нужно предъявлять претензии первым делом к самим себе.
Да, мы уже в открытую говорим, что программу развития массового детского спорта и творчества, инициированную лично президентом Касым-Жомартом Токаевым, саботируют наши чиновники. И основная причина в том, что местные органы исполнительной власти не хотят перенаправлять бюджетные деньги на нужды детей. При этом они по-прежнему находят финансирование для профессиональных спортивных команд – вело-, футбольных, хоккейных, баскетбольных, легкоатлетических и других, «забитых» дорогостоящими иностранцами, и для затратных имиджевых мероприятий – концертов, велопробегов и т. п.
Получается, что внутри системы крутятся огромные деньги, которые расходуются, во-первых, неэффективно, а, во-вторых, там очень высокий коррупционный фактор. Достаточно сказать, что подготовленный нами список заголовков публикаций в СМИ на тему «Коррупция в сфере культуры и спорта» только за последние пять лет занимает несколько страниц!
Продолжая тему: буквально на следующий день, 12 мая 2022 года, уже министр культуры и спорта Даурен Абаев в интервью телеканалу «Хабар» рассказал, почему возникли проблемы с реализацией программы ArtSport и как их намерены решить:
Этот механизм будет работать, однозначно. Здесь нет никаких альтернатив и быть не может. Другое дело – да, мы должны понять, что его внедрили, может быть, немного второпях. Какие-то аспекты мы не учли. Что надо сделать? Дать немного времени для качественной проработки механизма. Сотрудники в управлениях спорта работают под колоссальным давлением. Деньги, которые были выделены, закончились, родители недовольны, поставщики тоже возмущаются. Недочёты устраняются, мы требования некоторые усовершенствовали, эта работа будет продолжаться.
По его словам, сейчас программа охватывает 500 тысяч детей, но планируется обеспечить всех желающих: «Мы сейчас прорабатываем вопрос обязательного ежегодного выделения акиматами не менее 10% бюджетов, выделяемых на развитие спорта и культуры, на реализацию этой программы. По нашим подсчётам, этого должно хватить. Когда программа создана наспех, злоупотребления появляются. В ближайшее время эти все вопросы будем решать, в том числе с помощью гражданского контроля над поставщиками. Общество в первую очередь само заинтересовано в том, чтобы деньги доходили до детей».
Что здесь можно сказать? С одной стороны, новый министр культуры и спорта много помогал нам в «пробивании» этой реформы на посту первого заместителя руководителя Администрации Президента РК, с другой, его нынешние заявления не вполне корректны и невольно льют воду на мельницу противников реформы. Потому что в 2020-2021 годах нашей командой, в которую входят юристы, эксперты по спорту и искусству, айтишники и многие другие, была проделана огромная работа по разработке и утверждению закона и нормативных правовых актов к нему, по разработке, запуску и постоянной доработке портала ArtSport.kz, поэтому подвергать сомнению значимость этой работы – мы считаем просто нечестным.
Далее: любой программист, любой разработчик скажет вам, что ни одна программа, ни одна система не получается сразу идеальной, всё время выходят обновления, устраняющие какие-то ошибки и добавляющие какой-то функционал. Но при этом программы, даже самые серьёзные, глобальные, даже связанные с финансами, продолжают работать. То же самое происходит и с платформой ArtSport.kz, которая должна модернизироваться и интегрироваться с другими государственными системами, а не отвергаться или замораживаться, ставя под удар и саму реформу!
И по поводу «серых схем» и «мёртвых душ»: система максимально прозрачна – и со стороны родителей, и со стороны операторов госзаказа (акиматов), не говоря уж о разработчиках, которые видят всё. Поэтому она позволяет легко вычислять таких «ловкачей»: можно обмануть раз-два, но потом ты попадёшься – и угодишь в список недобросовестных поставщиков. Факты такие нами фиксировались, и это тоже не повод говорить о несовершенстве платформы.
В конце концов, это в интересах всех – и родителей, и поставщиков, и операторов – чтобы деньги выделялись и расходовались в полном соответствии с предоставляемыми услугами.