Театр начинается с… государства
Об уникальной детской театральной студии «Sats Com Unity»…
В Алматы уже третий год действует и творит детская театральная студия «Sats Com Unity». Уникальность студии в том, что все занятия для ребят бесплатные. И это не просто «местечковый» кружок самодеятельности. Здесь преподают профессиональные актеры, дети ставят спектакли, участвуют в фестивалях, а система преподавания построена в академическом стиле, и обучение проходит по шести основным дисциплинам.
У руководителя студии, заслуженного деятеля РК Евгения Дубовика (на фото) большие планы на будущее. Причем в государственном масштабе. Он горит идеей возродить систему бесплатных детских театральных студий по всей стране. Чтобы не только в крупных городах, но и в далеких аулах ребята с малых лет приобщались к театральному искусству.
А начиналось все на голом энтузиазме и чистом альтруизме — первый год актеры работали с детьми абсолютно бесплатно.
— Ранее при Театре детей и юношества им. Н. Сац действовала студия «Ручей-ручеек», где акцент был сделан на изучение художественной литературы, актерское мастерство не преподавалось. Когда руководитель кружка ушла на пенсию, непонятно было, как быть дальше с детьми. Я предложил новому руководству театра продолжить работу студии, где преподавали бы профессиональные актеры. Надо отдать должное дирекции, которая поддержала эту инициативу. Более того, через год руководство театра добилось оплаты работы преподавателей из госбюджета. Деньги, конечно, небольшие и в других — коммерческих частных — школах педагоги получали бы намного больше. Но альтруизм остался, мы детей не можем бросить, и студия из года в год развивается.
— Какие сами видите изменения за это время?
— Так как инициатива исходила от нас, добровольцев-энтузиастов, то мы невольно стали участниками эксперимента. И на нашем опыте сейчас вырабатываются механизмы, которые в будущем помогут детским студиям по всему Казахстану развиваться в рамках государственных театров, чтобы на их базе могли заниматься одаренные дети. У нас уже был разговор с детским омбудсменом страны Аружан Саин, которая интересовалась нашим опытом и спрашивала, как государство может в этом помочь, предлагала систему подушевого финансирования, как в проекте «artsport». Однако в нашем случае такая система не подойдет, так как театр имеет свою специфику. Было бы намного эффективнее, если бы государство взяло на себя постановку спектаклей и организовывало в Казахстане международные фестивали.
— Кстати, недавно вы ездили на фестиваль. Расскажите об этом подробнее.
— В начале лета в Таразе проходил международный фестиваль детских театров. И эта поездка наглядно иллюстрирует, как необходима поддержка государства. Сейчас пока все поездки, костюмы и постановки (в других театрах. — Прим. ред.) финансируются за счет родителей, поэтому никто кроме нашего театра не привез на фестиваль свои декорации, а спектакль без декораций — это не спектакль! Также в идеале хорошо было бы не просто приезжать на фестиваль на один-два дня, «отстреляться» и уехать. А организовать творческое пространство, где ребята могли бы пообщаться друг с другом, познакомиться, попробовать вместе что-то сотворить, а педагоги — провести мастер-классы, творческие встречи и так далее. Сейчас первый шаг со стороны государства сделан, интерес к нам есть. Теперь нам остается надеяться на дальнейшее развитие сотрудничества и взаимопонимания с Министерством культуры и мечтать о проведении международных фестивалей на достойном уровне в Казахстане. Тогда и детям будет куда расти, и все увидят реальный продукт детского творчества.
— Мне кажется, что после нашего разговора многие дети и родители загорятся желанием заниматься в вашей студии. Как сейчас происходит набор?
— Первое время мы брали в студию, помимо тех, кто ранее занимался в «Ручейке», всех желающих. Потом появилась кастинг-группа, где я и мои коллеги по театру просматриваем ребят. Мне важно, чтобы в студию ходили дети, которые горят театром, а не просто посещают в числе других кружков и секций для общего развития. Сейчас театр на каникулах, в сентябре занятия продолжатся. Мы рады всем, но особенно мальчикам (улыбается), так как сейчас 95% участников — это девочки. Многие думают, что театр не для «крутых парней», а зря. Например, у нас в числе преподавателей актер Александр Русинович, который сам занимается рукопашным боем, делает немыслимые трюки и ставит сцены боев. Это реально круто! Вообще о каждом педагоге я могу говорить очень много. В первую очередь это энтузиасты, которые влюблены в свою профессию и работают с детьми с огромным удовольствием. У нас, как я уже говорил, шесть дисциплин: актерское мастерство, сценическая речь, танцы, вокал, сценодвижение, постановка. И уже внутри студии у детей индивидуальный план специализации — у кого-то речь хорошая, у кого-то пластика, а у кого-то вокал.
— Какие перспективы у тех, кто окончил театральную студию и вступает во взрослую жизнь?
— У всех по-разному, конечно. Кто-то просто с благодарностью будет вспоминать это время, хотя и выберет другую профессию. А кто-то всерьез и решительно настроен идти дальше и получать театральное образование. И мы будем им в этом помогать. Также наши ребята уже сейчас участвуют в детских кассовых спектаклях «Волк и семеро козлят», «Маугли». То есть наша студия всегда может предоставить юных артистов, если они необходимы в каких-то сценках для кассовых спектаклей. За три года студии у нас сформировался костяк, я его называю «элита» — эти ребята уже профессионалы, имеют большой опыт. Сейчас даже те, кто когда-то начинал в кастинг-группе, тоже входят в этот костяк. Еще пара лет, и мы распрощаемся с ними в силу возраста, но не остановимся на том и будем продолжать работать с новыми детьми. Принцип нашего театра: «Дети уходят, а спектакли остаются». При этом уникальность нашей студии в том, что мы не просто проводим тренинги на актерское мастерство, раскрепощение, коммуникацию, а ставим спектакли, так как без них нет профессионального роста. Это все равно, что учить ребенка плавать, не пуская в бассейн. Ребята должны выходить на сцену, пробовать себя в главных ролях. Вот почему нам необходима поддержка государства, чтобы была площадка, где дети могли бы показывать свои спектакли. Ведь актеры выходят на сцену минимум три раза в неделю, отсюда и профессиональный рост. Сейчас мы, например, ездим в онкоцентр со своими спектаклями, но без костюмов и декораций. А если бы у нас был свой автобус, свои костюмы, то мы с удовольствием ездили бы по всем школам Алматы с бесплатными спектаклями. И тогда другие школьники, увидев высокий уровень творчества, тоже захотели бы заниматься. Только так возможен сдвиг не на уровне одного театра, а на государственном уровне. Поэтому я так много говорю о глобализации процесса на благо наших детей. Начать можно уже сейчас на уровне города, если акимат возьмет финансирование на себя. Например, в России уже давно эта система налажена и отработана — они бесплатно возят детей за счет государства на фестивали. Нам даже придумывать ничего не надо, а просто внедрять и развивать детский театр на местах. Особенно в провинции.
— Да, Алматы в этом отношении повезло. А как быть городам и селам, где просто некуда вести ребенка? Заниматься онлайн по видеоурокам или отдавать на платные курсы?
— Когда был карантин, мы тоже пробовали заниматься онлайн, снимали видеоуроки, выходили в прямой эфир и сделали для себя вывод, что, находясь по ту сторону экрана, коммуникабельность и артистизм не разовьются в полной мере. Это больше подходит как временная, вынужденная мера. Уроки должны быть живыми. Как быть? Опять же, этот вопрос решается на уровне государства. При каждом центральном Доме культуры на местах должен быть специалист, который бы мог организовать работу театрального кружка. В советское время выпускники вузов и училищ ездили в глубинку по распределению. Была даже такая специальность — «режиссер самодеятельного театра». Эту хорошую традицию нужно возрождать и создавать условия, чтобы была заинтересованность в такой работе и у самих педагогов — давать им земельные участки, подъемные и так далее, чтобы они, отработав необходимый срок, не бросали свои начинания и не стремились обратно в город, а, наоборот, пускали корни. Пока мы можем предлагать все на уровне идей, но перспективы, сами видите, очень важные и значимые. На данном этапе мы выступаем, как некий институт по продуцированию программ детского театрального обучения. И будем очень рады, если наш опыт и наработки пригодятся в Казахстане.
— Мне кажется, на базе Театра им. Н. Сац можно было бы организовать первый фестиваль такого уровня.
— Мы сами давно об этом мечтаем! Даже придумали название — «Синяя птица». Так назывался один из первых спектаклей в нашем ТЮЗе, который поставила Наталия Сац. Даже придумали логотип и статуэтку. Осталось только фестиваль провести (смеется). Я думаю, что сейчас идет процесс зарождения такого рода глобальных проектов пока на уровне идей и творческого эксперимента. И мы всегда готовы к сотрудничеству и обсуждению.
Внимание!
Познакомиться с работой детской театральной студии «Sats Com Unity» и задать все интересующие вопросы можно в Инстаграме: @satscomunity
Автор: Карлыгаш НУРАЛИЕВА
Читайте на WWW.KP.KZ: https://www.kp.kz/daily/27418/4616853/