«Дети не выбирают путь войны и терроризма» (из выступления Аружан Саин в ОБСЕ)
14 сентября 2022 года в столице Австрии Вене Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Казахстан Аружан Саин приняла участие в совещании Форума по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ, на котором обсуждалось влияние, которое оказывают на безопасность и благополучие детей военные конфликты. Детский омбудсмен выступила с докладом, в котором освещался опыт Казахстана в деле возвращения/репатриации казахстанцев из зоны боевых действий в Сирии и Ираке…
Форум по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ) создан в 1992 году как самостоятельный орган Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), наделённый полномочиями обсуждать вопросы обеспечения военной безопасности и стабильности на пространстве ОБСЕ и принимать по ним политически обязывающие решения.
В центре внимания очередного заседания ФСОБ было влияние, которое война оказывает на безопасность и благополучие детей. Вынося эту тему на обсуждение,постоянный представитель Бельгии при ОБСЕ и нынешний председатель ФСОБ Дидье Наган де Дешан сказал: «Дети являются наиболее уязвимыми жертвами вооружённых конфликтов, и нам давно пора заняться этим вопросом. Прямо сейчас 177 миллионов детей в мире зависят от гуманитарной помощи, из них более 30 миллионов бежали от конфликтов».
На форуме выступили Герт Каппелере, директор Офиса партнёрства ЮНИСЕФ в Брюсселе, Рита Ижак-Ндиайе, личный представитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам детей и безопасности, Виржиния Гамба де Пуатье, специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросу о детях и вооружённых конфликтах, Андрей Черноусов, ведущий эксперт Харьковского института социальных исследований, и Аружан Саин, Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Казахстан. Приводим полный текст её выступления:
Операции «Жусан» и «Русафа» в Сирии и Ираке: Возвращение/репатриация и реинтеграция казахстанцев из зоны боевых действий. Профилактика радикализации
Добрый день, высокоуважаемые участники встречи!
От имени Казахстана и от себя лично разрешите выразить вам глубокую признательность за организацию и возможность участия в сегодняшнем мероприятии.
К сожалению, человечество на протяжении всей своей истории конфликтует друг с другом. И во все временабольше всех от этого страдают дети. Но сегодня в Сирии страдают не только сирийские дети, но и те, кого привезли с собой родители из разных стран мира, отправившиеся участвовать в войне. Наш Казахстан всегда выступает за мирное урегулирование конфликтов. Например, именно в Астанинском формате встречаются для диалога все стороны сирийского конфликта. Последний раунд переговоров прошёл в июне нынешнего года в Нур-Султане.
Не ограничиваясь посредническими функциями, Казахстан сделал всё возможное и вернул домой наших граждан, включая детей и женщин.Причём, не только тех детей, которые попали в Сирию с родителями, но и тех, которые родились уже в Сириии которых мы признали гражданами Казахстана по гражданству родителей.
Вопросы репатриации и реинтеграции казахстанских граждан занимают важное место в нашей международной и внутренней политике. По поручению нашего президента Касым-ЖомартаТокаева проведено несколько уникальных гуманитарных операций по возврату казахстанских граждан (а большинство из них – это женщины и дети) из зоны боевых конфликтов – и их дальнейшей реабилитации и реинтеграции в казахстанское общество. Всего в рамках гуманитарных операций«Жусан» и «Русафа» в Казахстан были возвращены 725 человек, из них 37 мужчин, 188 женщин и 500 детей.
Операция «Жусан» – это возврат наших граждан из зон боевых действий в Сирии, а также с территории лагеря для сирийских беженцев Аль-Хол, подконтрольного курдским военным формированиям.
Операция «Русафа»– это возврат 27 ноября 2019 года наших граждан, включая 14 детей,из Ирака. Там ситуация была сложнее: матери осуждены иракским правосудием и находятся в тюрьме, где долгое время с ними жили дети. Матери и родственники детей просили вернуть детей на родину, чтобы дети могли жить нормальной жизнью. Благодаря огромной работе нашего правительства, поддержке международных организаций, детей разрешили забрать и вернуть домой.
В рамках данных операций в Сирии и Ираке детям, оставшимся без родителей, даже были проведены экспертизы ДНК, и в итоге, мы смогли вернуть детей в нашу страну.
Вся эта огромная работа нашего правительства по вывозу женщини детей увенчалась успехом при содействии международных партнёров в лице правительств Сирии, Кувейта и США, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), британской неправительственной организации Save the Children.
Как Уполномоченному по правам ребёнка в Республике Казахстан, мне довелось в составе группы нашего МИДа и врачей санитарной авиации забирать наших детей из столицы Ирака Багдада. И я хочу сказать вот о чём.
Детине выбирают путь войны и терроризма. Они хотят (и должны!) жить той жизнью, которой живут большинство детейна планете– в мирных условиях, реализовывая все положенные им права.Так сложилось, что наша страна имеет теперь большой практический опыт в деле возвращения домой из зон вооружённых конфликтов своих граждан – и готова делиться им с другими странами.
Изначально нам было необходимо выработать комплексный подход к указанной проблематике, которая, увы,ещё долго будет актуальной. Парламентом Республики Казахстан принят законопроект, предусматривающий координацию мер по вопросам социальной реабилитации и дерадикализации прибывших из зон террористической активности,включая разработку стандартов по оказанию специальных социальных услуг и правил оказания социальной реабилитации детей, вернувшихся из зон террористической активности.
В прошлом году совместно с нашими международными партнерами было разработано методическое пособие «Система оценки рисков при реабилитации репатриантов из зон террористической активности», которое активно используется неправительственным сектором Казахстана.
Первое и самое, пожалуй, важное – что мы рассматриваем возвращённых женщин и детей как жертв терроризма. Рассматриваем их в качестве обычных граждан. На этом основном постулате и выстраивается вся работа. А уже из этого вытекает постулат о необходимости избеганиясоциальной стигматизации. Это важно для адаптации детей в обществе, в школах, которые они посещают, а также может стать критически важным фактором в их дальнейшей жизни. В качестве примера действий госорганов хочу привести тот факт, что все дети, рождённые в зонах боевых действий,получают свидетельства о рождении с указанием места рождения – Казахстан.
Первичные реабилитационные мероприятия проводились в специально созданных адаптационных центрах, где организовано круглосуточное дежурство специалистов (психологов, воспитателей, нянечек и медицинских работников). Ведь большинство детей так или иначе нуждались в медицинской помощи, за что отвечало Министерство здравоохранения. Кроме того, при работе с детьми, побывавшими в зоне конфликта, необходимо учитывать тот фактор, что они длительное время находились в несвойственной для детства среде. В первые после возвращения дни дети были напуганы, боялись общения, не притрагивались к игрушкам, их с трудом привлекали к детским играм, они не различали цветов, любые ими нарисованные предметы (деревья, дом, цветы, птицы, небо, семья, даже солнце) имели мрачные тёмные оттенки.
Были предприняты меры к тому, чтобы обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребёнка.
Как правило, дети не посещали учебные заведения. Большинство из них не умелини читать, ни писать, ни считать. Поэтому определялся уровень знаний, умений и навыков детей, идля каждого из них разработана индивидуальная образовательная программа обучения и карта психолого-педагогического сопровождения.
Учитывая, что основная часть детей говорили лишь на арабском языке, для установления контактов с ними и проведения психологической работы Министерствообразования привлекло к работе специалистов по арабскому языку.
Была создана межведомственная рабочая группа и выработан Единый алгоритм действий по реабилитации детей, в котором предусмотрены пошаговые действия каждого ответственного государственного органа с момента прибытия детей до их полного восстановления.
Также работа проводилась с матерями детей, в итоге после месяца нахождения в адаптационном центре семьи были направлены по месту проживания их родных и близких.
В дальнейшем было важно организовать поддержку детям и принявшим их семьям в местах проживания. Поэтому важная часть реабилитационной программы была посвящена восстановлению семейных связей и сопровождению по месту жительства.
Безусловно, перед возвратом граждан из Сирии заинтересованными органами была проведена работа по принятию родственниками репатрианток и детей. Большая часть родственников женщин и детей, которые оказались в Сирии, мечтали спасти их, вернуть в Казахстан, забрать детей из Центра в семью. Но были и такие, которые не готовы были их принять, простить, или же боялись осуждения соседей и родственников. Да и некоторые женщины-репатриантки тоже не сразу согласились воссоединиться с семьёй.
Поэтому для полноценного сопровождения детей и оказания им всей необходимой помощи в 14 регионах страны функционировали 16 Центров социально-психологической, правовой поддержки.
Желающим семьям была предоставлено временное жильё. Детям оказывалась помощь в дополнительном обучении.Почти все дети не посещали школу, надо было помочь освоить программу, чтобы со временем дети могли учиться с детьми своего возраста. А главное, для тех, кто говорил только на арабском или других языках – помочь скорее выучить казахский и русский языки.
Была проведена большая работа по документированию детей, определён их правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей. В некоторых случаях была необходимость в проведении генетической экспертизы в Казахстане – для установления родства и последующей опеки родственников над детьми.Теперь дети имеют право в рамках законодательства получать государственную социальную поддержку в виде пособий и другой помощи.
В итоге, Министерствомобразования и науки, в структуру которого входит Комитет по охране прав детей, были разработаны и утверждены Правила и сроки социальной реабилитации детей, пострадавших от террористической деятельности.
Текущая ситуация с детьми – благополучная.
Младшие дети посещают детские сады, остальные дети учатся в школах, половина из них хорошо успевают в учебе. Детизанимаются в спортивных секциях и творческих кружках,99 детей посещают занятия с репетиторами. 7 детей уже стали призёрами различных олимпиад, а 60 деток – победителями конкурсов и соревнований.
На ежеквартальной основе осуществляется мониторинг состояния социальной реабилитации с детьми на основе индивидуального плана каждого ребёнка.
Я благодарю за эту великую гуманитарную акцию Министерство иностранных дел, правительство моего Казахстана, международных партнёров – каждого, кто принимал участие в помощи детям. Они, по просьбе матерей и родственников детей, в тесном сотрудничестве с рядом государственных органов, отечественных НПО проделали огромную работу.
В конце своего выступления я хотела бы рассказать о некоторых моментах из своего опыта по возвращению детей в рамках операции «Русафа». Мы забирали детей из иракской тюрьмы, где отбывают наказание в виде пожизненного лишения свободы их матери, осуждённые за участие в ИГИЛ.Также был вывезен ребёнок, оставшийся сиротой (его нашли в разрушенном взрывом доме,мать и другие братья и сестры погибли). Мальчика узнала его бабушка в эфире новостей российского телеканала. Мною, как Уполномоченным по правам ребёнка в РК, было направлено письмо правительству Ирака и их суду – вместе с биоматериалами для проведения генетической экспертизы, которая доказала родство. Сейчас этот ребёнокживёт с бабушкой, и она регулярно шлёт мне его фотографии, рассказывает о его успехах.
Пока наш МИД реализовывал все договоренности, мы с группой врачей санавиации готовили заранее одежду, обувь, бельё и всё необходимое для детей. Поскольку, с учётом санитарных требований, нужно было перед вылётом полностью переодеть детей, а их одежду оставить в аэропорту.
Главная сложность заключалась в психологическом состоянии детей: их только разлучили смамами, они плакали, были в страшном стрессе, не воспринимали ничего. Более того, многие детипровели в закрытых стенах большую часть своей жизни, они не видели мир вне стен тюрьмы или ограждения лагерей, где были ранее. Большой город, обилие машин и людей, аэропорт и самолет были огромным стрессом для детей. Также был языковой барьер, так как дети говорили на смешанных языках. Это зависело от того, какой больше национальности женщин было в камере. Только несколько старших детей понимали на казахском или русском языках, остальные говорили на смеси разных языков – арабского, турецкого, азербайджанского. Очень растрогало то, что мамы постарались, чтобы их дети были красивыми – девочкам заплели красивые косички, надели самодельные украшения – браслеты, серёжки, бусы.
Когда мы прилетели в Багдад, в городе начались беспорядки, улицы были перекрыты и много времени ушло на дорогу до аэропорта. Поэтомуна то, чтобы там переодеть детей, осталось очень мало времени.Потом дети попали в самолет, многие впервые. Опять плакали.
Мы привезли с собой игрушкидля детей, чтобы хоть как-то отвлекать их во время полёта. И этот момент запомнился очень сильно. Когда детям дали игрушки, младшие просто не знали, как в них играть. Что куклу надо достать из коробки, что кубики Лего нужно скреплять… Одно это многое говорит о прежней жизни детей. То же самое еда, которой кормили детей в самолете. Это было диетическое меню, согласованное с врачами: варёная курица, овощи, йогурт, печенье – ничего этого дети просто не знали. Как нам после рассказали, питание в тюрьме с мамами было крайне скудным – рис и вода. Кстати, почти вся одежда оказалась великовата, хотя рассчитывалась согласно возрасту. Вероятно, это следствие неполноценного питания детей во время их пребывания в Сирии и Ираке.
Ещё хочу рассказать об одном мальчике. Ему – 13 лет, и он был самый старший в группе. Он попал в Сирию с родителями в 6 лет, и ещё помнил жизнь в Казахстане. Когда мы говорили с ним в автобусе, я спрашивала: «Ты помнишь свой дом? Помнишь Казахстан?». Он отвечал: «Да, помню!».«А ты хочешь домой?» – «Очень хочу!».
У него глаза очень взрослого человека. Последние два с половиной года он провёл с мамой в иракской тюрьме. Думаю, что, если бы он так и остался в зоне военных действий, его уже не было бы в живых. Было видно, что мальчишке больно расставаться с мамой, но также, что он очень устал, и в нём живёт надежда.
Он и ещё одна старшая девочка 9-и лет помогали нам успокаивать малышей, переодевать их. И уже в самолете, на взлёте, он сидел очень напряжённый, всё время смотрел в окно. Когда самолёт разбежался, взлетел и набрал высоту, только тут мальчик выдохнул и откинулся назад, как будто у него с плеч свалился очень тяжёлый груз. Он до конца боялся, что их не выпустят, что он останется там…
Я приезжала в реабилитационный центр, я видела их там –уже другими. Двое старших помнят снег, который долго не видели в Сирии. Они многое испытали, и так хочется, чтобы в их жизни всё теперь было хорошо.
Я хочу сказать, что да – мы должны уметь организовать возврат наших граждан из зон военных конфликтов. Да, мы должны уметь оказать помощь и детям, и взрослым.Но самое главное, что мы должны сделать (и это моётвёрдое убеждение) – предпринять все меры, чтобы наши люди не уезжали воевать за радикальные идеи. Чтобы не увозили туда свои семьи, детей. Такие деструктивные идеи могут завоёвывать души людей, только если там есть пустота, если человек не имеет чёткой жизненной опоры в виде системы ценностей, привитых с детства.
Нашим странам нужно уделять максимальное внимание воспитанию и образованию детей, не только в плане базовых академических знаний, но и создания возможностей для развития детей, раскрытия их индивидуальных способностей и талантов.
Сегодня мы проводим ряд важнейших реформ по улучшению качества жизни детей во всех сферах – в медицине, образовании, социальной защите, безопасности. Однако реформы в сфере образования, воспитания, массового спорта и культуры – это вопрос не только реализации базовых прав детей, предписываемых КонвенциейООН о правах ребёнка, но и вопрос защиты детей от войны, и вопрос национальной безопасности государства. Не придавая должное значение образованию и воспитанию, государство может получить опасный результат – когда его граждане бросают свою Родину и едут воевать за чуждые нам идеи и цели.
А воспитание – это литература, искусство, спорт, ремёсла, наука– всё, чем увлекаются дети, когда растут. Всё это и воспитывает человека в человеке. Только каждодневная работа над собой, занятия спортом и творчеством дают результат. Дети учатся быть в команде, честно побеждать ис достоинством проигрывать, уважать труд и достижения других детей – внезависимости от цвета кожи, национальности, языка и вероисповедания.
Каждый ребёнок имеет право на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объёме. Если жизнь ребёнка наполнена знаниями, творчеством, спортом, друзьями по интересам, у него не будет времени на глупые идеи, дела, на ненужные встречи. И став взрослым, он, с большой вероятностью, будет заниматься своим любимым делом, работой, и избежит вовлечения в преступность,наркотики, радикальные группировки и террористические организации.
Детям всей земли, человечеству, нашей планете – нужен Мир. Об этом и говорят картины казахстанских детей – победителей конкурсов«Моя зелёная планета» и «Животные – мои друзья», которые мы привезли на выставку в Вену. Своими работами дети доносят до нас, взрослых, свой голос в защиту всего живого на Земле. Дети также обратились в парламент Казахстана, внесли свои предложения в законопроекты о защите природы, животных и экологии. Эти предложения были учтены нашим правительством и парламентом.
Сегодня я хочу пригласить вас на выставку, так как уверена, что дети всего мира думают также, как и дети Казахстана.
Уважаемые участники встречи!
Главное богатство и ресурс любого государства – это Люди, качественный человеческий капитал. В нашей республике мы начали ряд реформ, направленных на то, чтобы дети получили все возможности для полноценного развития, становления личности. Счастливые дети не станут обижать друг друга и животных, счастливые люди не будут идти на убийства, войны, подвергать опасности свои семьи, своих детей. Об этом мы и говорим всегда на международнойарене. Мы строим и реализуем свои планы в рамках целейв области устойчивого развития ООН. И Казахстан как часть мира хочет стать не только примером в деле возвращения граждан на родину из зон террористических действий, но и примером профилактики, недопущения участия граждан в таких опасных мировых процессах.