Наша позиция по освещению случаев детских суицидов и насилий над детьми
«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка». – Со ссылкой на эпохальный роман Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» эта фраза часто используется журналистами и пользователями соцсетей. Хотя в оригинале (см. главу IV «Бунт» части 2 книги 5) Иван Карамазов, беседуя со своим братом Алёшей, монахом-послушником, выражает куда многословнее свою мысль о том, почему он не приемлет Бога, который допускает в этом мире страдания невинных детей ради некоей «высшей гармонии», ради познания людьми добра и зла. Но в данном случае хотелось бы сказать вот о чём…
Прозрачность и гласность хороши вовремя и в меру, ибо слово лечит, но оно же и калечит. Вот почему так важно понимать, когда и о чём можно говорить, а когда лучше и помолчать – чтобы ещё больше не навредить жертве. В случаях насилия над детьми обязательно возбуждается уголовное дело, и разглашать обстоятельства произошедшего зачастую нельзя в интересах следствия. К тому же, по морально-этическим причинамнельзя обнародовать любые детали, которые могут помочь раньше времени идентифицировать жертву или подозреваемогов преступлении (на которого, как известно, даже при переходе в статус обвиняемого распространяется принцип презумпции невиновности).
Но главное в таких случаях – неотвратимость наказания. А для того, чтобы виновные понесли заслуженное наказание, нужно, чтобы правоохранительные органы, прокуратура и суд максимально качественно выполнили свою работу. За редким исключением, по делам насилия над детьми так оно и бывает, поэтому необходимости в огласке не возникает.
Что касается суицидов, то, даже если там нет подозрений на убийство или доведение до самоубийства (например, погибший(-ая) написал(-а) письмо, в котором объясняет причины своего поступка), всё равно комментариями могут быть задеты чувства родных и близких, для которых случившееся и без того становится огромным горем.
Другой немаловажный момент связан с так называемым «эффектом Вертера», как в специальной литературе обозначаются имитационные (подражательные) самоубийства. А пошёл термин от романа в письмах Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания юного Вертера», герой которой покончил с собой из-за несчастной любви: после выхода произведения в свет в 1774 году появилось множество сообщений о самоубийствах, совершённых юношами тем же способом.
То, что широкое освещение случаев суицида может привести к последующему дополнительному суицидальному поведению, подтвердила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), проведшая более 100 расследований самоубийств, которые были напрямую связаны с сообщениями СМИ об одном или нескольких самоубийствах.
Отражённая в брошюре «Предотвращение самоубийств: глобальный императив» («Preventingsuicide: a globalimperative»; Geneva: WorldHealthOrganization; 2014) информация свидетельствует о том, что ответственное освещение самоубийств в публичном поле – на телевидении, сайтах, в соцсетях – эффективно ограничивает подражание самоубийцам среди подверженных риску групп населения.
Но сообщения о самоубийстве могут как минимизировать риск имитационных самоубийств, так и увеличить его.Смакование историй суицидов с указанием деталей, как это происходит сейчас, без каких-либо ограничений, распространение предсмертных записок, интервью с родственниками погибших ведёт к тому, что у людей может появиться отношение к суициду как к чему-то нормальному,способствуя усилению размышлений о самоубийстве, особенно у подростков.
Поэтому роль СМИ, блогеров, лидеров мнений здесь очень высока – мы должны ответственно подходить к освещению подобных историй.
Главное: по каждому трагическому случаю мы берём ситуацию на контроль в тесном взаимодействии с родственниками, правоохранительными и местными исполнительными органами, с Комитетом по охране прав детей Министерства просвещения РК и другими ведомствами.
В заключение хотелось бы сказать следующее: то, что у нас в Казахстане такая катастрофическая статистика по детским суицидам и насилию над детьми, говорит о глубоких проблемах и внутри семей, и внутри социума, и в государственной системе – по отношению к детям. И нам очень важно осознать, почему ситуация не улучшается.
Безусловно, работа полиции, прокуратуры, судов, психологов важна, но это – работа со следствиями. А нужно искоренять ПРИЧИНЫ! Искоренять – давая детям все возможности стать теми, кем они хотят. Государство должносоздать систему, при которой дети будут обеспечены качественным образованием, а также инфраструктурой и всеми возможностями для развития своих способностей и талантов вне школы. Жизнь детей должна быть полной, направленной на позитивные, полезные достижения. Только глобальные системные меры по улучшению качества жизни могут снизить статистику суицидов, подростковой преступности, проявлений травли детей друг другом.
Советуем также ознакомиться с разделом «Ваши обращения» на сайте УПР.