Профессия как путёвка в жизнь
31 марта 2021 года Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Казахстан Аружан Саин приняла участие в межведомственном онлайн-совещании, главной темой которого стало обсуждение вопросов технического и профессионального образования выпускников детских учреждений.
Совещание, которое модерировала советник министра образования и науки Раиса Шер, открыла приветственным словом вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова.
После чего директор Департамента технического и профессионального образования МОН Насымжан Оспанова рассказала об особенностях приёма в колледжи в 2021 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Она напомнила о том, что, согласно статье 15 закона РК «О правах ребёнка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года №345, а) каждому ребёнку гарантируется получение, помимо бесплатного начального и среднего образования, ещё и бесплатного технического и профессионального, послесреднего и высшего образования – на конкурсной основе, б) государство полностью или частично несёт расходы на содержание детей, нуждающихся в социальной защите, на весь период получения ими образования, а именно: им устанавливается повышенная стипендия и выплачивается компенсация на питание.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РК от 28 февраля 2012 года №264, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен размер квоты приёма 1% от утверждённого государственного образовательного заказа – при поступлении на учёбу в организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования.
Интересным опытом благотворительной деятельности в области технического и профессионального образованииподелиласьвице-президент по коммуникациям благотворительного фонда «AYALA» Наталья Еськова.
Она рассказала о том, что фонд с 2015 года активно занимается профориентацией подростков, предоставляя воспитанникам детских учреждений возможность получить профессию в старших классах: чтобы на выходе они могли сами себя обеспечивать и не зависели от поддержки государства. Начинали с открытия в школах-интернатах и детских домах швейных и столярных мастерских – для обучения швейному мастерству и столярному делу. Наблюдали, анализировали результаты. Затем добавили обучение парикмахерскому искусству, работе в заведениях общественного питания и даже программированию!
Выводы: 1) детям из социально уязвимых категорий населения давать нужно не «рыбу», а «удочку», и лучше всего ещё в период получения ими среднего образования; 2) благотворительность должна быть эффективной, спонсорам интересно знать, какому количеству детей они помогли изменить жизнь к лучшему; 3) успех или неуспех профориентации всегда зависит от вовлечённости в процесс директора детского учреждения.
В совещании приняли также участие председатель Комитета по охране прав детей МОН Есенгазы Имангалиев, представители Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной защиты населения, различных НПО и попечительских советов организаций образования, руководители организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.