Разговор с педагогами о защите прав детей
2 декабря 2022 года Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Казахстан Аружан Саин приняла участие в фестивале педагогических идей на тему «Благополучие и ментальное здоровье детей», проходившем в КазНацЖенПУ в рамках объявленного главой государства Года детей.
Главной целью фестиваля педагогических идей, организованного в стенах Казахского национального женского педагогического университета по инициативе его руководства, было заявлено обсуждение вопроса создания благоприятной образовательной среды в образовательных учреждениях и семье для обеспечения благополучия и ментального здоровья детей.
Открыла фестиваль приветственным словом председатель Правления – ректор КазНацЖенПУ Гулмира Канай. С основными докладами выступили, помимо детского омбудсмена, Акбота Базарбаева, президент Международного института семейного развития, Гульмира Топанова, автор программы «Осознанное родительство», программный лидер кафедры «Теоретическая и практическая психологии КазНацЖенПУ, Дияра Антаева, дипломированный диетолог-нутрициолог, и Лаура Тайтелиева, преподаватель кафедры «Дошкольное и начальное образование» КазНацЖенПУ.
В сессионной работе фестиваля приняли участие лучшие педагоги и психологи, исследователи, профессионалы сферы медицины, искусства и детской литературы. Работали творческие зоны для детей – зона чтения книг, зона развивающих игр, зона рисования, зона ручной работы «Жас шебер», танцевальная зона «Мир танца», зона робототехники «ROBOspace».
Что касается Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Казахстан Аружан Саин, то в своём выступлении, которое значилось в программе как «Наши дети всегда нуждаются в нас», она, как и в недавнем докладе в Сенате Парламента РК, коснулась целого ряда проблемных вопросов защиты прав детей в Казахстане, таких как преступления в отношении детей (физическое и сексуальное насилие, травля и кибербуллинг, вовлечение в наркоманию, торговля детьми и т. п.), деинституциализация детских учреждений интернатного типа и переход на альтернативные, на базе семьи, варианты ухода за детьми, реформа по внедрению подушевого финансирования для развития детского массового спорта и творчества (ARTSPORT), реформа по снижению инвалидизации детей и др.
Не секрет, что в сфере образования проблем предостаточно. Здесь и плохие условия обучения во многих общеобразовательных школах, оторванность его от практики, неадекватное распределение нагрузки на учеников и учителей, низкое качество подготовки педагогов и многое другое. И решение этих проблем лежит в плоскости самих формулировок.
Ещё Отто фон Бисмарк, первый канцлер объединённой Германии, говорил: «Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы». Да, нужно улучшать условия, в которых учатся дети – строя в достаточном количестве современные школы со светлыми и хорошо оборудованными классами, со стадионами и спортзалами, с бассейнами и актовыми залами. Уверена, в такие школы дети будут ходить с радостью, да и учителям будет приятно работать.
Да, нужно пересматривать школьные программы, оставляя какие-то предметы в качестве обязательных, а другие переводя в разряд факультативных, а то и вовсе исключая как устаревшие. Заодно должно быть пересмотрено количество часов и формы обучения.
Да, нужно готовить учителей новой формации – которые не только любят детей и знают основы педагогики, но и будут «на ты» с компьютерными гаджетами и разбираться хотя бы в основах ИКТ. При этом зарплаты учителям должны быть такими, чтобы работать в школах, включая сельские, было и почётно, и выгодно.
Как должно быть – все понимают, вопрос только в том, как всё сделать так, чтобы так и было. Но эти вопросы следует адресовать руководству теперь уже двух министерств – министерства просвещения и министерства науки и высшего образования. Тем более, что есть направляющий документ – национальный проект «Качественное образование «Образованная нация», утверждённый постановлением Правительства РК от 12 октября 2021 года №726.
К сожалению, до сих пор волокитятся в Правительстве предложения о бесплатном школьном питании и льготной школьной форме. А ведь они, при условии реализации, послужат не только во благо детей, их здоровья, не только для изменения в лучшую сторону отношения людей к государству, но и помогут поднять сразу три огромные отрасли – производство и переработку сельскохозяйственной продукции, общественное питание и легкую промышленность (хлопчатобумажные и швейные производства). Будут созданы новые рабочие места, возрастут налоговые поступления и так далее.
Мировой опыт свидетельствует, что от того, сколько государство тратит на образование детей (а это не только академические знания, но и искусство, и спорт!), зависят не только его экономические показатели, но и напрямую зависит уровень преступности в стране, включая подростковую, показатели суицидов и других негативных факторов. «Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле – и одно из самых эффективных» – говорил Дейл Карнеги. И наша общая задача – сделать так, чтобы дети были заняты тем, что их развивает, делает умными, сильными, здоровыми физически и ментально.