Сделать реформу необратимой
Вот уже более полугода в Казахстане реализуется реформа, позволяющая детям заниматься в спортивных секциях и кружках искусств за счёт государства. Но чтобы сделать реформу необратимой, нужно понимать возникающие проблемы и иметь предложения по их решению…
30 декабря 2020 года глава государства подписал закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры, физической культуры и спорта», в котором законодательно закреплены понятия государственного творческого и спортивного заказов и их подушевого нормативного финансирования – для максимального охвата детей занятиями в творческих кружках и спортивных секциях.
После того, как были разработаны нормативные правовые акты (НПА), определяющие правила и методику подушевого нормативного финансирования государственного спортивного и творческого заказов, они прошли народное обсуждение. В опросах было задействовано более 35 тысяч человек, десятки руководителей секций и кружков. Эти НПА 27-28 апреля 2021 года были утверждены приказами министра культуры и спорта (МКС) и выложены на сайте УПР и в Эталонный контрольный банк НПА РК (ЭКБ НПА РК).
С 1 мая 2021 года заработал механизм подушевого финансирования занятий детей в секциях и кружках через спортивный и творческий госзаказы – за счёт бюджетов местных органов властей. Для реализации этого механизма был разработан и по адресу https://artsport.edu.kz запущен портал, посредством которого операторы госзаказа (управления культуры и спорта 14 областей и 3-х городов республиканского значения) регистрируют и квалифицируют поставщиков услуг, родителей и детей, родители прикрепляют детей к секциям и кружкам, поставщики сдают отчёты и получают оплату из казначейства.
Таким образом, есть реальная реформа, которая поддержана народом и – работает (на утро 11 января родителями зарегистрированы 481 822 ребёнка, которым выданы 426 013 ваучеров, из которых активированы 373 941 ваучер – в 8 635 секциях и кружках). Механизм достижения цели – охватить спортивными секциями и кружками искусств ВСЕХ 4 536 310 детей в возрасте от 4 до 17 лет включительно – был запущен в кратчайшие сроки, невзирая на экономические проблемы в стране и скрытое сопротивление чиновников на местах.
В Конституции РК и в Конвенции ООН о правах ребёнка прописаны РАВНЫЕ возможности для всех детей в части доступа к образованию и науке, культуре и спорту – и эта реформа уже позволяет детям получать декларируемое в реальной жизни. Помимо улучшения здоровья детей, образования и воспитания их, что обязательно приведёт к снижению преступности, суицидов и т. д., эта реформа имеет важнейшие экономические и социальные последствия:
- Целая отрасль экономики, которая претерпевала упадок, сегодня получила толчок к развитию. Государственные деньги, которые идут за детьми в реальный бизнес, вливаются в эффективные финансовые процессы: предприниматели, участвующие в госзаказе, получают деньги «в белую», платят налоги, арендуют помещения и т. д., платят работникам официальную зарплату, делают все отчисления (пенсионные, медстраховые и пр.). То есть, реформа выводит в прозрачную сферу бюджетные средства, а главное – эффективно их направляет, служит развитию бизнеса, порождает устойчивых предпринимателей. Эти деньги в виде налогов уже возвращаются немалой частью в бюджет.
- На портале ArtSport.edu.kz (ныне – ArtSport.kz) уже зарегистрированы 14 698 тренеров и педагогов (и это количество неуклонно растёт!), работающих по госзаказу. Многие из них благодаря реформе вернулись в профессию, к своему любимому делу, которому посвятили всю жизнь. И каждый день их число увеличивается! То есть, создана прекрасная программа занятости населения, обеспечивающая людей работой по специальности за достойную заработную плату, что не может не отразиться и на качестве жизни их семей.
- Родители, которые раньше не могли водить своих детей на секции и кружки из-за нехватки денег, теперь такую возможность имеют, а те, которые сами платили за занятия своих детей спортом и искусством, теперь могут экономить на этом, направляя деньги из семейного бюджета на улучшение жилищных условий (ипотека), покупку электробытовой техники, одежды и продуктов более высокого качества и т. д.
Все участники процесса, кроме отдельных чиновников и участников «рынка» профессиональных спортивных состязаний и помпезных культурно-массовых мероприятий, воспринимают реформу как огромное достижение государства, как лучшее, что оно сделало для народа за 30 лет Независимости, и вполне обоснованно опасаются, что эта эффективная программа будет свёрнута. К сожалению, пока реформа проводится, что называется, «в ручном управлении», без поддержки на самом верху всё перестанет работать и откатится назад.
Какие же проблемы мешают реализации и ускорению реформы?
По данным, опубликованным на платформе ArtSport.kz, управлениями культуры и спорта областей и городов республиканского значения было выделено 11,15 млрд тенге (6,252 млрд на спорт и 4, 898 млрд на культуру). С учётом увеличения на 100 млн тенге бюджета, выделенного Управлением спорта г. Шымкент, а также того, что по данным, опубликованным на сайте, бюджет, выделенный Управлением спорта Алматинской области, составляет 500 млн тенге, а по опубликованному отчёту он составляет вдвое больше – 1 млрд тенге, общий бюджет средств, выделенных на программу финансирования государственного спортивного и творческого заказа по республике, составляет 11,75 млрд тенге.
Уже сейчас виден огромный потенциал этой программы. Согласно статистическим данным, опубликованным по адресу https://artsport.edu.kz/ru/sdcstat, в настоящее время подано 28 235 заявок от поставщиков, желающих принять участие в реализации программы подушевого финансирования государственного спортивного и творческого заказа. Из этого количества заявок операторами госзаказа – управлениями культуры и спорта областей и городов республиканского значения – одобрено лишь 8 635 заявки, а почти 70% были отклонены.
Данные цифры показывают, что операторы госзаказа НЕ работают должным образом с поставщиками:
— не проводят разъяснительную работу, если ссылаются на неправильные действия поставщика, при том что инструкции и пошаговый алгоритм для поставщиков размещён на портале https://mail.kz/ru/news/kz-news/instrukciya-dlya-postavshchikov-artsportedukz;
— намеренно своими действиями препятствуют регистрации поставщиков услуг с целью выделения меньших бюджетов на государственный спортивный и творческий заказы.
Количество заявок будет расти, – и это огромный потенциал для программы. Безусловно, многие заявки были отклонены из-за неправильного оформления поставщиками и тренерами необходимых документов. Но эта ситуация меняется с каждым днём, поставщики учатся сами и помогают другим. В то же время огромное количество заявок было отклонено из-за того, что в регионах был исчерпан бюджет, выделенный на реализацию этой программы.
Поставщики массово шлют обращения о том, что под любыми предлогами, подчас с нарушениями НПА, им отказывают в одобрении заявок или максимально затягивают процесс. Например, присылают ответ, что заявка находится на рассмотрении – и это длится неделями, хотя, по НПА, она должна быть рассмотрена в течение 5 дней.
Уже в октябре перестало принимать заявки от поставщиков Управление спорта Павлодарской области, в ноябре к ней присоединилась Мангистауская, Туркестанская и Атырауская области, а к декабрю уже были исчерпаны бюджеты управлений спорта Алматинской и Жамбылской областей, городов Нур-Султана и Шымкента.
Похожая картина наблюдалась в управлениях культуры. К началу ноября были исчерпаны бюджеты в управлениях культуры Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Туркестанской областей и г. Нур-Султан, в ноябре к ним присоединились Восточно-Казахстанская и Жамбылская области.
При этом, некоторые области и города республиканского значения, имевшие потенциальных поставщиков, объявили о том, что бюджет исчерпан и вернули деньги в бюджет. Так, Управление спорта Жамбылской области вернуло в бюджет 40 млн тенге – и уже в ноябре приостановило выплаты поставщикам в связи с отсутствием бюджета. В результате, долг только за ноябрь составил 59,4 млн тенге. Возвращали деньги также управления спорта Карагандинской области – 700 млн тенге, г. Алматы – 300 млн тенге, Кызылординской области – 85 млн тенге и Костанайской области – 22,5 млн.
То же самое происходило и в управлениях культуры. Так, в Восточно-Казахстанской области вернули в бюджет 96 млн тенге – и это при том, что уже в ноябре заявили о том, что бюджет на программу творческого госзаказа исчерпан. Управление культуры Жамбылской области, у которого также в ноябре был исчерпан бюджет, вернуло 70 млн тенге, Управление культуры Костанайской области – 64 млн тенге.
Одновременно в регионах продолжается выделение огромных бюджетных средств на проведение различного рода мероприятий – праздничных, национальных, юбилеев. Не всегда суммы, которые тратятся на оформление фасадов, гирлянды и архитектурные формы, можно встретить в СМИ, но те, что публикуются, свидетельствуют о том, что речь идёт о сотнях миллионов тенге! Например, стоимость предновогоднего оформления Алматы в этом году составила 224 млн тенге (более 516 тысяч долларов США).
Увы, во всех регионах имеется большое количество отклонённых заявок и по спортивному, и по творческому госзаказам. То есть, тысячи детей, которые уже могли бы заниматься спортом и искусством, такой возможности до сих пор не получили. С учётом того, что в 2022 году количество видов спорта и творчества, которые смогут участвовать в этой программе, увеличится, соответственно, увеличится и количество детей, которые смогут воспользоваться своим законным правом.
Какие же меры могут помочь достижению устойчивого результата в проведении реформы и, более того, доведению её до необратимого состояния?
А) Сегодня действует разрешение на объём финансирования из средств местных бюджетов профессиональных клубов в размере 1,2 млрд тенге – для футбольных и хоккейных клубов, и 450 млн тенге – для других игровых видов спорта (причём, в большинстве регионов лимиты превышаются). Это позволяет регионам финансировать по 2-3 клуба одного вида спорта, а также команды других видов спорта, в итоге десятки миллиардов тенге проходят мимо массового детского спорта!
Держа в уме коррупционные факторы и то, что в профессиональных клубах большое количество иностранцев с огромными контрактами, очевидно, что эти затраты не приносят реальной пользы ни людям, ни государству – с точки зрения достижений. Даже в лёгкой атлетике появились африканские спортсмены с казахстанскими паспортами, которые, с 2017 года получая финансирование из госбюджета, выделяемого регионам на развитие спорта, ни разу не выступили за нашу страну! Тогда как, развивая массовый детский спорт, мы впоследствии получим подъём и профессионального спорта, который должен развиваться как бизнес, а не содержаться за счёт налогов граждан.
Нужно либо вообще запретить содержать профессиональные клубы за счёт средств местных бюджетов, либо ограничить, к примеру, суммой в 1 млрд тенге на регион на все виды спорта – если мы идём по пути постепенного искоренения этой практики.
Б) Необходимо привести механизм дополнительного образования (МОН) в соответствие с механизмом детского спорта и культуры (МКС), соотнести тарифы, и за счёт бюджетов управлений образования местных исполнительных органов власти интегрировать дополнительное образование в платформу ArtSport.kz – с целью финансирования детских кружков по физике, химии, биологии, робототехнике, авиамоделированию и т. д., то есть относящихся больше к сфере науки и техники, чем культуры и спорта.
В этом случае финансирование будет состоять из трёх потоков (дети распределятся между спортивными секциями, кружками искусства и научно-технического творчества), что существенно облегчит процессы. В ракурсе этого предложения прошу также поручить как можно скорее интегрировать ArtSport.kz с НОБД (Национальная образовательная база данных) и системой «Kүнделік» – чтобы дети и родители видели расписание занятий детей в секциях и кружках так же, как они видят расписание уроков. Это позволит усилить перекрёстный контроль со стороны общества, самих родителей и детей.
В) Необходимо утвердить план по охвату детей секциями и кружками согласно принятому закону: в 2022 году обеспечить охват 2 млн детей, в 2023 году – 3 млн, в 2024 году – 4 млн, в 2025 году – 4,5 млн детей.
Таким образом, в 2025 году реформа должна охватить всех детей Казахстана. Да, могут быть 5-7% тех детей, кому не интересно заниматься спортом или искусством, но и с ними надо будет проводить работу по вовлечению в занятия.
Г) С самого начала реформы все процессы – коммуникация с МКС, поставщиками услуг (секции/кружки), операторами госзаказа (управления по культуре и спорту акиматов) и родителями, включая всю переписку, анализ, работу над НПА, совещания и т. д. – проходят через немногочисленную команду УПР, включающую волонтёров и сотрудников ОФ «ДОМ». Естественно, что этого недостаточно.
Необходимо создать на уровне Канцелярии Премьер-министра проектный офис (по аналогии с проектным офисом по исполнению Дорожной карты по улучшению качества жизни детей с ограниченными возможностями), который будет работать в неразрывной связке с командой УПР и МКС, отслеживая все процессы по данной реформе и сразу же реагируя на отклонения от плана.
Только ВСЕ ВМЕСТЕ мы сможем довести реформу до необратимого состояния, и до главной цели – охвата ВСЕХ детей спортом и творчеством.